Реле стартера: описание,назначение,устройство,ремонт,фото,видео


Усаживаясь в машину, первым делом мы запускаем двигатель при помощи стартера. Этот механизм представляет собой основной агрегат пусковой системы, его задача – раскрутить коленвал до определенной частоты, необходимой для запуска мотора автомобиля.

А что же делать, если стартер не срабатывает и машина не заводится? Для того, чтобы правильно оценить сложившуюся ситуацию, определить возможную поломку и исправить ее, надо понимать устройство и принцип действия пусковой системы авто.

Одним из слабых мест в этой системе является втягивающее реле стартера.

Стартер

Стартер представляет собой устройство в виде металлического цилиндра небольшой длины (15 – 20 см) и диаметра (7 – 10 см). К корпусу механизма подключается втягивающее реле. Место, где находится пусковой блок – соединение двигателя и коробки переключения передач автотранспортного средства. Крепится стартер при помощи болтового соединения.

Тор-5 зарубежных производителей стартеров.

№ п/пНаименованиеСтрана
1BoschГермания
2DensoЯпония
3DensoБеларусь
4FenoxБеларусь
5ValeoФранция

Среди остальных изготовителей, пользующихся уважением, можно выделить таких, как CARGO (Дания), UNIPOINT (Великобритания), WPS (США), Protech (Франция). Есть и отечественные, вполне неплохие, бренды –

  • КЗАТЭ (г.Самара),
  • Eltra (г.Ржев),
  • СтартВОЛЬТ (г.Санкт-Петербург).

Схема реле и предохранителей ВАЗ 2110

Монтажный блок

№ релеНазначение
К1Исправность ламп
К2Очиститель переднего стекла
К3Реле-прерыватель указателей поворота и аварийной сигнализации
К4Ближний свет
К5Включение дальних фар
К6Дополнительное реле стартера
К7Обогрев заднего стекла
К8Задний противотуманный свет

Схема монтажного блока

№ предохранителяСила тока (ампер)Описание предохранителей
F15Лампы освещения номерного знака. Лампы освещения приборов. Контрольная габаритная лампа. Лампа освещения багажника. Левый габаритный фонарь
F27,5Ближняя левая фара
F310Дальняя левая фара
F410Правый противотуманный свет
F530Электродвигатели стеклоподъемников дверей
F615Переносная лампа или розетка
F720Электродвигатель вентилятора охлаждения двигателя. Звуковой сигнал
F820Обогрев заднего стекла. Включение обогрева заднего стекла
F920Клапан рециркуляции. Очистители и омыватели ветрового стекла и фар. Обмотка обогрева заднего стекла
F1020Резерв
F115Правый габаритный свет
F127,5Правый ближний свет
F1310Правый дальний свет. Контрольная лампа включения дальнего света
F1410Левый противотуманный свет
F1520Электрообогрев сидений. Блокировка замка багажника
F1610Реле-прерыватель указателей поворота и аварийной сигнализации (в режиме аварийной сигнализации). Контрольная лампа аварийной сигнализации
F177,5Освещение салона. Индивидуальная подсветка. Подсветка выключателя зажигания. Лампы стоп-сигнала. Часы или маршрутный компьютер
F1825Освещение вещевого ящика. Контроллер отопителя. Прикуриватель.
F1910Блокировка замков дверей. Реле контроля исправности ламп стоп-сигнала и габаритного света. Указатели поворота с контрольными лампами. Свет заднего хода. Обмотка возбуждения генератора. Блок индикации бортовой системы контроля. Комбинация приборов. Часы или маршрутный компьютер
F207,5Задний противотуманный свет

Основной блок

Главный монтажный блок расположился у водительского сидения на передней панели, слева от него. Нишу закрывает крышка из пластика с затвором над ней, имеющим форму кнопки — для открытия необходимо нажать на нее. Под крышкой находятся предохранители, пронумерованные на схеме от F1 до F20 — они отвечают за все элементы управления автомобилем, кроме тех, что вынесены в дополнительный блок (таких три). Мощность предохранителей разная. Тут же находятся восемь реле, отвечающие за основные элементы цепи питания управления авто.

Блок

Консольный дополнительный монтажный блок

Найти можно внутри центральной консоли. Он расположен за прикрепленной саморезами пластиковой крышкой, слева от переднего пассажирского кресла. В блоке находятся три реле и три предохранителя. В частности:

  1. Реле электромотора вентилятора;
  2. Реле зажигания;
  3. Реле электромотора насоса подачи топлива;
  4. Предохранитель ЭБУ мотора и модуля зажигания;
  5. Предохранитель электронных элементов системы подачи топлива;
  6. Предохранитель электроцепи датчиков скорости и кислорода, а также измерителя расхода воздуха и клапана продувки адсорбера.

Мощность всех предохранителей рассчитана на 15 Ампер.

Схема соединений монтажного блока

Монтажный блок

Нумерация штекеров в соединительных колодках монтажного блока и цвета присоединяемых к ним проводов

Нумерация штекеров

На схеме, буквами обозначены такие цвета:

  • Б — белый;
  • Ч — черный;
  • Ж — желтый;
  • О — оранжевый;
  • Г — голубой;
  • Р — розовый;
  • З — зеленый;
  • С — серый;
  • К — коричневый;
  • П- красный.

Если буквы стоят вместе, то к штекеру необходимо подсоединить провода двух цветов.

Изменения в коммутации и компоновке монтажных блоков

Важнейшее новшество блока предохранителей ВАЗ 2110 от старых к свежим моделям коснулось местонахождения предохранителя противотуманных фар. В первых модификациях этот прибор находился за блоком, а не внутри его и держался на жгуте из проводов, не будучи оснащен платой. Со временем, конструкторы предусмотрели для него специальную плату, которая все еще находилась вне главного блока, а была помещена слева от консоли. Лишь через десяток лет ей нашлось место среди остальных предохранителей.

Блоки с различной компоновкой, отличаются между собой нумерацией. Первые модели на 6 реле имеют номер 2110-3722010, в то время как те, что оснастили 7 приборами получили маркировку 2110-3722010-08, а самые современные — 2110-3722010-01. Модификации, не имеющие ножек реле включения передней подсветки промаркированы, как 21110-3722010-12. Также, производитель выпускает блоки, оснащенные ножками, но не реле К1, которые могут быть как с перемычками, так и без — в обоих случаях допускается самостоятельная установка прибора или перемычек вместо него.

Таблица цепей, защищенных плавкими предохранителями на ваз 2110

В таблице представлены все цепи, находящимися в основном монтажном блоке.

Таблица цепей

Как можно замкнуть стартер напрямую

Замкнуть стартер напрямую можно путем соединения с АКБ или через контакты. Оба варианта рабочие, если якорь устройства не повреждён.

Замыкание клемм отверткой, монтировкой или гаечным ключом

Если неисправно тяговое реле, используется метод прямого замыкания любым металлическим стержнем нужной длины. Это может быть отвёртка, гаечный ключ или монтировка. О проблемах со втягивающим свидетельствует характерное пощёлкивание во время поворота ключа в замке зажигания. Стартер в этот момент неспособен провернуть коленвал, так как зубья бендикса не цепляются за венец маховика. Замкнув силовые клеммы стартера, удастся пустить ток на электрообмотки напрямую. Гаечный ключ или отвёртка возьмут на себя функции тягового реле.

На некоторых моделях авто (Ваз 2109, 2110, 2114), чтобы перемкнуть стартер отверткой, надо демонтировать воздушный фильтр и отсоединить фишку, проложенную на контактную группу. После запуска мотора всё обратно собирается.

Возможные последствия

Недостатком данного способа реанимации стартера является риск спалить катушку зажигания автомобиля. По этой причине не рекомендуется повторно совершать процедуру — достаточно одного раза. Если не получилось запустить мотор, значит, проблему нужно искать в другом месте.

Ещё один неприятный момент: в точках соединения отвёртки с контактами, независимо от ампеража автомобиля, образуется ток силой 40-50 А. Из-за этого стержень инструмента может прикипеть, дать сильную отдачу в руку. Решение: без паники скинуть рожковым ключом минусовую клемму.

Подключение напрямую к аккумулятору

Отрезок медного кабеля, клеммы типа «крокодил» и плоский штекер, — вот и всё, что нужно для прямого соединения стартера с АКБ. Из этих трёх компонентов собирается переноска, которая даст возможность завести двигатель. Интегрировать самодельное устройство нужно с силовым кабелем, идущим на стартер. Он имеет разъём, куда и необходимо вдеть провод.

Дальнейшие действия:

  • поставить машину на нейтралку;
  • включить зажигание;
  • соединить «крокодил» с плюсовой клеммой аккумулятора.

Если никаких других неисправностей нет, стартёр должен заработать. После запуска силового агрегата нужно быстро скинуть клемму с аккумулятора. Изготовленный провод выдернуть из соединения, снятый штекер установить на место

Всё делается просто, но рекомендуется соблюдать осторожность. В противном случае можно обжечься или замкнуть что-то

Типы монтажных блоков

ВАЗ 2110 имеет 2 типа монтажных блоков:

  1. основной;
  2. дополнительный.

В первом содержится большинство предохранителей и реле цепи питания автомобиля. Во втором же расположились приборы, отвечающие за цепи питания мотора. Основной блок со временем пережил ряд преобразований и модернизаций — всего их было три. Основное отличие между которыми в количестве реле. Начиная с первых моделей и заканчивая сегодняшним днем, оно выросло с шести до восьми.

Монтажный блок нового образца

Область требовала обновления с каждой модификацией ВАЗ 2110. Нужно исправление некоторых недочетов конструкции, которые были заметны с самого начала. Предохранитель противотуманных фар не имел платы и болтался на жгуте из кабелей рядом с самим монтажным блоком.

Первое изменение компоновки основного монтажного блока произошло именно в связи с помещением в него предохранителя противотуманок, а также увеличением числа реле. В обновленной модификации последних не 6 или 7, а 8.

Особа вариативность новых модификаций блоков связана с наличием или отсутствием реле переднего света К1: в некоторых моделях присутствуют лишь ножки и перемычки, требующие обрезания при самостоятельной установке К1 или только ножки, без перемычек. В других современных блоках ставят и само реле.

Монтажный блок старого образца

Здесь находятся шесть реле и 20 предохранителей. Место его расположения такое же, как и у современных моделей. Со временем, добавилось еще одно реле, отвечающее за передний свет. В остальном же, его конструкция ничем принципиально не отличается от последующих.

Блок старого образца

Как проверить работоспособность

Работоспособность реле можно определить, не удаляя его. Рекомендуем провести эту процедуру перед демонтажем узла. Итак, стартер и реле объединены общим корпусом с клеммами. Важно следить, чтобы клеммы между собой не замкнулись. Далее проверка происходит следующим образом:

  1. Необходимо сделать замер максимального напряжения. Оптимально значение – не выше 8В.
  2. При срабатывании стартера температура корпуса не должна превышать 25 градусов. В противном случае узел не будет работать эффективно.
  3. Визуально осмотрите агрегат. Иногда на нем реально заметить трещины или нагар, что говорит о его возможной неработоспособности.

За что отвечают предохранители на ВАЗ-2110

Всего в основном блоке находится 20 предохранителей, обозначенных на схеме буквами и цифрами от F1 до F20. Их номиналы отличаются между собой:

ПредохранительНоминал, АмперЗа что отвечает
F15Освещение приборной панели и подсветку багажника
F27,5Левый ближний свет
F310Левый дальний свет
F410Передний правый противотуманный свет
F530Стеклоподъемники на дверях
F615Прикуриватель и переносная лампа
F720Звуковые сигналы и вентилятор
F820Обогрев стекла сзади
F920Омыватель-очиститель переднего стекла
F1020Резерв
F115Правый передний габаритный свет
F127,5Правый ближний свет
F1310Правый дальний свет
F1410Левый противотуманный свет
F1520Подогрев сидений
F1610Сигнал аварийки, поворотные фары
F177,5Освещение салона и подсветка замка зажигания
F1825Отопление салона и подсветка бардачка
F1910Контроль исправности стоп-сигнала и фара заднего хода
F207,5Задний противотуманный свет

Что касается предохранителей цепей зажиганий и генератора, АКБ и всего что связано с работой мотора, то они находятся в дополнительном блоке.

Электрические

  • отсутствие разряда от аккумуляторной батареи (АКБ). В данном случае необходимо проверить батарею на дефекты: окисление контактов, разрушение пластин или повреждение корпуса. В зависимости от степени тяжести есть два варианта спасения – подзарядка батареи и ее замена на новую;
  • окислились провода на АКБ. Нужно просто зачистить контакты. Для этого используют наждачную мелкозернистую бумагу или обычную зубную щетку. Выполнять очистку наконечников следует очень осторожно, дабы не повредить наружный слой;
  • недостаточное натяжение наконечников;
  • обрыв электроцепи между замком зажигания и стартером. Проводится восстановление поврежденного участка цепи;
  • замыкание в обмотке реле. Устраняется путем перемотки или полной ее замены;
  • заедает якорь устройства. Необходимо поставить новое втягивающее реле;
  • неисправность контактного элемента замка зажигания. Решается только путем замены на новую запчасть.

Механические – стартер работает, но коленвал не вращается и двигатель не заводится, либо появился посторонний шум и скрежет в работе стартерного механизма.

  • поломалась пробуксовая муфта;
  • произошло отцепление рычага отключения от оси;
  • буферная пружинка вышла из строя;
  • износ поводкового кольца;
  • стерлись зубья шестерней;
  • ослабились винты крепежа стартера;
  • расшатался фиксатор полюса.

Где находится главное реле ВАЗ 2110

Дополнительный блок

ПредохранителиЗа какую электроцепь отвечают
1Модуль зажигания
2Клапан продувки адсорбера. Датчик скорости. Датчик подогрева. Датчик расхода воздуха
3Бензонасос и его реле. Форсунки.

Среди дополнительных реле:

РелеНазначение
4Электровентилятор
5Бензонасос
6Главное реле зажигания

Первые сигналы для беспокойства:

  • Стартер начинает запускаться не сразу, а после нескольких пробных вращений ключом. Это указывает на подгорание контактов втягивающего реле. Для устранения неисправности нужно зачистить контакты.
  • Стартерный механизм крутится, но слишком туго, АКБ при этом полностью заряжен. В этом случае надо обратить внимание на износ щеток или выработку подшипникового устройства.
  • После того, как двигатель завелся, стартер не сразу отключается. Это означает об износе зубьев шестеренок в бендиксе или венца маховика.

Реле стартера ВАЗ 2110: характеристики

У модели 2110 с инжектором 2 реле стартера — одно из них главное и находится в основном блоке, а второе — непосредственно на конструкции этого элемента зажигания. Его задача состоит в возврате шестерни стартера в первоначальное положение и синхронизации работы узлов.

Местоположение дополнительное реле стартера ВАЗ 2110

Разместилось в основном блоке предохранителей и реле. Там оно обозначено номером К6.

Местонахождение реле блокировки стартера ВАЗ 2110

Разместилось в главном блоке, внутри салона машины.

Что такое реле стартера

Реле стартера предназначено для обеспечения поступления электропитания к мотору стартера машины. Благодаря ему происходит передача заряда от аккумулятора. Но, его роль не только в подаче тока, но и в выталкивании бендикса, в момент сцепления последнего с маховиком.

Реле стартера

Для чего нужно реле стартера

От него напрямую зависит сработка механизма двигателя автомобиля. Главным признаком выхода из строя устройства, соответственно, является ситуация, когда не происходит запуска мотора.

Основные плюсы использования реле в цепи питания стартера

  • Повышается надежность системы, в виду большей продолжительности жизни рассчитанного на повышенную мощность прибора;
  • Реле стартера заменить проще, чем контактную группу;
  • Растет продолжительность жизни контактной группы, поскольку нагрузку на себя берет реле стартера.

Этот прибор стараются установить автовладельцы даже тех моделей, где он не предусмотрен.

Где стоит реле стартера на ВАЗ 2110

Находится в дополнительном блоке предохранителей. Чтобы его найти, необходимо сначала отыскать на передней панели у пассажирского сидения небольшую пластиковую крышку с кнопкой, которая служит затвором. После нажатия на последнюю, эта крышка откидывается. Определить местоположения данного прибора среди других можно с помощью схемы, которая должна быть у каждого автовладельца. Если же ее нет, то скорее всего им окажется второе по счету реле, справа в верхнем ряду.

Месторасположение

Некоторые особенности конструкции

Внутри тягового реле стартера расположены обмотки провода, через которые проходит ток от аккумулятора, прежде, чем поступить к самому стартующему устройству. Это обеспечивает большую продолжительность жизни, как последнего, так и всей цепи питания. Обмотки находятся внутри корпуса, который закрыт крышкой со специальным уплотнителем. Разборка конструкции требует паяльника и определенных усилий, поскольку контакты на крышке запаяны.

Предохранители и защищаемые цепи

Поскольку, цепь питания стартера рассчитана на кратковременную подачу мощного тока, то она не имеет собственного предохранителя.

Схема подключения стартера автомобиля

На этом рисунке представлена подробная схема подключения.

Схема подключения стартера

Как проверить втягивающее реле стартера ВАЗ 2110

Любая неисправность приборов авто требует первостепенной проверки работы реле и предохранителей. Не является исключением, и работа стартера двигателя.

Диагностика реле стартера выполняется просто: берут два провода, длиной от 35 до 45 см и присоединяют их к аккумулятору, другим концом провода подключают к реле стартера с учетом полярности. После подключения прибор должен втянуть сердечник, что сопровождается легко узнаваемым щелчком. Если звука нет, то автовладелец столкнулся с поломкой именно этого элемента системы.

Проверка реле при демонтаже

Реле стартера необходимо регулярно проверять в профилактических целях и при демонтаже. Чтобы произвести проверку, первым делом откручивают заднюю крышку, предварительно почистив ее от грязи. На следующем этапе, проверяют состояние вилок и щеток биндикса, а потом работоспособность самого стартера, как описано выше.

Возможные неисправности

Основные поломки реле стартера 2110, которые выделяют автовладельцы, включают:

  1. окисление проводов и элементов соединения;
  2. разрывы цепей питания;
  3. проблемы с креплением;
  4. проблемы срабатывания.

Первая из проблем устраняется зачисткой проводов или их заменой. Только сменой поврежденного элемента можно устранить разрыв в цепи питания. Третья проблема – самая простая в решении, поскольку достаточно завинтить гайки. При сложностях срабатывания необходимо менять поломавшуюся деталь.

Необходимые инструменты и порядок снятия реле

Из всех инструментов для демонтажа реле необходим только ключи для отвинчивания гаек: 8, 13 и 15.

Порядок снятия реле выглядит так:

  • Первым делом отключают провода от аккумулятора;
  • Снимают воздушный фильтр;
  • Отсоединяют провода, соединяющие прибор с тяговым реле;
  • Откручивают ключом 13 гайку крепления силового кабеля;
  • Откручивают ключом 15 гайки крепления стартера;
  • Снимают сам стартер;
  • Откручивают гайку крепления нижнего вывода тягового реле;
  • Отключают оставшиеся провода;
  • Откручивают болты крепления реле.

После всех этапов снимается реле стартера.

Внимание! Нижняя гайка крепления стартера откручивается с некоторым усилием.

Как разобрать втягивающее реле стартера на ВАЗ 2110

Многие считают, что реле стартера нельзя разобрать. Это связано с тем, что при раскручивании двух винтов на крышке эбонита, последняя все равно не снимается — это связано с наличием запаянных проводов. Но, если распаять контакты с помощью паяльника, то можно будет проникнуть внутрь прибора. Важно поддеть крышку тонкой отверткой очень аккуратно, чтобы не повредить прокладку.

Можно ли установить такое реле на ВАЗ 2110, где оно не предусмотрено?

Допускается возможность установки. Для этого понадобятся лишь провода сечением полтора мм кв, наконечники для контактов, пять разъемов типа «мама» и один штекер типа «папа».

Мероприятия по увеличению эксплуатационной надежности

Прибор такого типа может работать долго только в том случае, если выполняются следующие меры:

  • плотное затягивание крепежных гаек;
  • регулярная очистка контактов реле в месте подсоединения наконечников;
  • не допускать образования петель на проводах;
  • формировать провода в виде жгута, скрепленного хомутиком;
  • жгут помещают в гофрированный шланг;
  • защищают все контакты от попадания влаги как минимум изолентой.

Только в таком случае реле любого производителя прослужит достаточно долго.

На что стоит обратить внимание при покупке нового реле

Есть три момента:

  1. Совместимость с моделью автомобиля.
  2. Его технические характеристики.
  3. Марку производителя.

Среди наиболее популярных марок автолюбители отмечают Бош, Валео, Хитачи, Денсо, Престолит, Карго.

Обзор реле

Цены

Средняя стоимость нового реле стартера для ВАЗ 2110 колеблется в пределах от 600 до 850 рублей.

Подключение после ремонта

Некоторые автовладельцы почему-то чувствуют неуверенность при подключении узла после проведения на нем определенных манипуляций, связанных с ремонтом. Чтобы все прошло гладко, надо не забыть и пометить отключаемые клеммы. Зато при установке стартера на место, не возникнет лишних проблем. Все контакты перед присоединением необходимо зачистить и обезжирить специальной автомобильным средством.

Отсутствие зажигания не всегда связано со стартерным устройством, это может быть перегоревшая электромагнитная схема или электрическая проводка, а также некорректная работа аккумуляторной батареи.

Выполнить проверку, ремонт и установку тягового реле может любой автовладелец. Работы несложные и отнимают совсем немного времени. Единственный нюанс – расположение стартера в конструкции автомобиля, а именно, насколько удобно можно проводить его обслуживание.

На что стоит обратить внимание при покупке нового реле

Следует приобретать запчасти у официальных дилеров и в специализированных магазинах Лада. На рынке автозапчастей есть огромное количество подделок и аналогов из КНР, которые стоят значительно дешевле. Однако характеристики и срок службы подобных изделий значительно ниже заявленных. Стоит ли экономить таким способом, решать только самому авто владельцу. Цена оригинала начинается от 600 рублей.

Для продления срока службы новой запчасти, рекомендуется произвести небольшой тюнинг, установив дополнительное четырех контактное реле с металлическими ушками от 30А до 40А.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: